Рекомендации по проведению школьной олимпиады по истории Казахстана

Рекомендации по проведению школьной олимпиады по истории Казахстана.

 

 

Цель проведения олимпиады:

- Выявление учащихся, которые интересуются вопросами и проблемами истории Казахстана;

- Развитие умений и навыков работы с историческими текстами, анализа полученной информации, умений применить полученные знания в практической деятельности;

- Развитие интеллектуальных, творческих способностей, креативности учащихся.

 Задачи олимпиады:

 -  патриотическое воспитание школьников на основе исторических ценностей Казахстана;

 - воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного защитить интересы своей страны;

- развитие  познавательных интересов по истории и культуре казахского народа.

 

Рекомендуется школьный тур олимпиады проводить в три этапа:

  1. Отборочный: ученикам возрастной параллели (5,6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) предлагаются вопросы по истории Казахстана. Возможен принцип викторины или интеллектуальной игры «Кто Больше?». Победители – ученики, набравшие наибольшее количество баллов проходят во второй тур.
  2. Тестирование. Ученикам предлагается ряд заданий (не более 25), при выполнении которых они должны продемонстрировать знание исторических фактов, логическое мышление.
  3. Сочинение на историческую тему.

 

Примерные вопросы для первого тура.

1. Первые люди на территории Казахстана появились в период

нижнего палеолита.

2. Древнейшие люди питекантроп и синантроп в науке получили название

«людей прямоходящих»

3. Одним из древнейших людей был питекантроп, его останки впервые были найдены

на острове Ява.

4. Останки древнего человека - неандертальца впервые найдены в

Германии

5. После неандертальцев, примерно 35-40 тысяч лет назад формируется

«человек разумный»

6. Первыми жилищами древних людей были

пещеры.

7. Галечный камень, обработанный и заточенный с двух сторон, получил название

чоппинг.

8. Большая часть территории Казахстана пригодна в основном для развития

скотоводства.

9. Переносное жилище кочевников Казахстана

юрта.

10. Древнейший праздник, который отмечали еще 3000 лет назад, и дошел до наших дней

Наурыз.

11. Кочевая культура сформировала сезонные пастбища, и места летней пастьбы скота назывались

жайляу.

12. Кочевая культура сформировала сезонные пастбища, и места зимней пастьбы скота назывались

кыстау.

13. Кочевая культура сформировала сезонные пастбища, и места весенней пастьбы скота назывались

коктеу.

14. Кочевая культура сформировала сезонные пастбища, и места осенней пастьбы скота назывались

кузеу.

15. Сакское общество состояло в основном из трех групп населения

воины, жрецы, общинники.

16. Основную массу населения сакского общества составляли

общинники-скотоводы.

17. В сакском обществе в решении вопросов племени и межродовых отношений велика была роль

Народного собрания.

18. Женщины в сакском обществе

находились в почетном положении.

19. Источники свидетельствуют, что правителями саков часто были женщины, истории наиболее известна царица

Томирис

20. Новые государственные символы – герб и флаг были утверждены  в июне

1992 года.

21. 15 ноября 1993 года в Казахстане

Введена национальная валюта.

22. В условиях перестройки экономики на рыночные отношения в 1990 году первый совместный банк «Аль-Барака банк Казахстан» был создан совместно

Саудовской Аравией.

23. Закон об учреждении должности Президента Казахской ССР был принят в апреле

1990 года.

24. Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР была принята 25 октября

1990 года.

25. В бой за Берлин вел своих воинов

Сагадат Нурмагамбетов.

26. В годы Великой Отечественной войны особо отличились Р.Кошкарбаев и Г.Булатов

Водрузили в одном из окон рейхстага знамя Победы.

27. В тяжёлые сентябрьские дни 1941 года казахский народный поэт Жамбыл посвятил своё стихотворение защитникам

Ленинграда.

28. В театр военных действий Сталинградского фронта в 1942 году были широко втянуты ресурсы

Западно-Казахстанской области.

29. Осенью 1942 года было введено военное положение в

Бассейне Каспия.

30. Оборонительные сооружения в 1942 году возводились в некоторых районах

Актюбинской области.

 

 

Задания для второго тура.

 

Задания по истории Казахстана 8 класс.

 

Задание I. Найти правильный ответ. (5 баллов)

А. Древние люди на территории Казахстана появились в эпоху:

а) раннего палеолита;    б) среднего палеолита;    в) позднего палеолита;

г) мезолита;    д) неолита.

Б. Первые жители Казахстана были современниками:

а) австралопитека;    б) кроманьонца;    в) синантропа;    г) питекантропа;   

д) неандертальца.   

В. В какую эпоху произошел переход к более продуктивному – кочевому скотоводству?

а) неолит;    б) ранняя бронза;    в) средняя бронза;    г) поздняя бронза;    д) раннее железо.

Г. О первом сакском философе Анахарсисе писал известный древнегреческий ученый:

а) Геродот;    б) Солон;    в) Диоген Лаэртский;    г) Платон;    д) верны все ответы.

Д. Именно эти племена упоминались в русских летописях как «половцы»:

а) скифы;    б) монголы;    в) гунны;    г) кыпчаки;    д) татары.

 

Задание II. По какому принципу построены эти ряды? (5 баллов)

А. Атбасарская культура, маханжарская культура, оюклинская культура.

Б. Шелль, ашель, мустье.

В. Кунби, таниркут, би.

Г. Манихейство, зороастризм, несторианство, христианство, буддизм.

Д. Кауыншынская, жетиасарская, отрар-каратауская культуры.

 

Задание III. Согласны ли Вы со следующими утверждениями?  (5 баллов)

А. Время появления канглов – одного из основных казахских племен датируется IV веком до н.э.

Б. Процесс формирования единой казахской народности продолжался более 2-х тысяч лет.

В. Этнический состав Восточного Дешт-и-Кыпчака насчитывал 16 племен.

Г. У гуннов существовала частная собственность на землю.

Д. Город Туркестан стал столицей Казахского ханства при Тауке-хане.

 

Задание IV. Найти лишнее.    (5 баллов)

А. Закят, харадж, тагар, асар.

Б. Бумын, Барак, Мукан, Истеми.

В. Белая Орда, ханство Абулхаира, Ногайская Орда, Государство кочевых узбеков.

Г. «Наука быть счастливым», «Геммы премудростей», «Большая книга о музыке», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города».

Д. Домбра, жетыген, кобыз, сыбызгы.

 

Задания по истории Казахстана 9 класс.

 

Задание I. Найти правильный ответ. (5 баллов)

А. Из скольких родов и племен состояли казахи 3 жузов к началу присоединения?

а) 112;    б) 124;   в) 136;    г) 148;    д) 166.

Б. Столицей Казахского ханства в I-ой четверти XVIII века был город:

а) Сыгнак;    б) Туркестан;    в) Оренбург;    г) Аккорган;    д) Ташкент.

В. Этот русский царь называл Казахстан «ключом» от ворот Азии и хотел, чтобы он находился в его руках:

а) Александр I    б) Николай I    в) Петр I    г) Алексей     д) Михаил.

Г. Историк, автор строк «В «Годы великого бедствия» были уничтожены 2/3 казахского народа».

а) Е.Бекмаханов;    б) Ш.Кудайбердиев;    в) А.Маргулан;    г) М.Козыбаев;   

д) Т.Султанов.

Д. Первая ярмарка в 1832 году открылась;

а) в Каркаре;   б) в Семее;    в) в Букеевской Орде;    г) в Танкенте;    д) в Уральске.           

 

Задание II. По какому принципу построены эти ряды? (5 баллов)

А. Русские, украинцы, уйгуры, дунгане, поляки

Б. Чарская, Каркаринская, Аулие-Атинская, Ойылская, Темирская.

В. Акмолинская, Семипалатинская, Уральская, Тургайская, Семиреченская.

Г. Актау, Алатау, Капал, Сергиополь, Лепсинск.

Д. Жылу, немеурин, уме, асар.

 

Задание III. Согласны ли Вы со следующими утверждениями?  (5 баллов)

А. Великий Шелковый путь стал функционировать в середине I века до н.э.

Б. В XVII-XVIII веках народное собрание представителей 3-х жузов собиралось по мере надобности.

В. В Анракайском сражении казахи нанесли джунгарам сокрушительный удар.

Г. Сибирский генерал-губернатор М.М.Сперанский разработал проект «Устава об оренбургских киргизах».

Д. Со второй половины XIX века Казахстан стал превращаться в сырьевую базу промышленности России.

 

Задание IV. Найти лишнее.    (5 баллов)

А. Г.Ф.Миллер, П.И.Рычков, В.Урусов, П.С.Паллас, И.М.Лихарев.

Б. Актамберды, Умбетей, Курмангазы, Бухар–жырау, Татикара.

В. Богенбай, Сырым, Исатай, Кенесары, Махамбет.

Г. Байсакал Тилекулы, Майлыбайулы, Есет Котибаров, Амен Байбатырулы, Яков Беляков.

Д. Аксу, Тара, Кульджа, Кашгар, Жаркент.

 

 

Задания по истории Казахстана 10 класс.

 

Задание I. Найти правильный ответ. (5 баллов)

А. За 1907-1912 годы в Казахстан из европейской части страны переселено:

а) 1 млн 800 тысяч человек    в) 2 млн 200 тысяч человек    д) 2 млн 500 тысяч

б) 1 млн 900 тысяч человек    г) 2 млн 400 тысяч человек.

Б. К 1917 году царизмом для своих целей у казахов было изъято земли:

а) более 40 млн десятин;    в) 37 млн десятин;    д) более 48 млн десятин земли.

б) более 45 млн десятин;    г) 41 млн десятин;

В. Как правильно должен был называться набор джигитов на тыловые работы:

а) реквизиция  б) депортация  в) конфискация  г) мобилизация  д) демобилизация.

Г. Повод к освободительной войне казахского народа 1916 года:

а) усиление налогового гнета в связи с начавшейся I мировой войной;

б) усиленное переселение в Казахстан людей из европейской части страны;

в) массовое изъятие у казахов лошадей, кибиток, продовольствия;

г) беспредел и беззаконие властей в отношении казахов;

д) указ о наборе казахов на тыловые работы в прифронтовой зоне.

Д. Тактику разумного компромисса с колониальными властями накануне восстания 1916 года выдвинули представители:

а) мусульманского духовенства;                      г) национальной интеллигенции;

б) байства;                                                               д) местных органов власти. 

в) зарождающейся национальной буржуазии;

 

Задание II. По какому принципу построены эти ряды? (5 баллов)

А. Продналог, свобода торговли, аренда земли, наемный труд, гибкая налоговая система.

Б. Продразверстка, всеобщая трудовая повинность, отмена денег, монополия государства на торговлю.

В. Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Жусупбек Аймаутов.

Г. Бекболат Ашекеев, Токаш Бокин, Жаменке Мамбетов, Узак Саурыков.

Д. Турксиб, Кармет, Чимкентский свинцовый завод, Джезказганский медеплавильный комбинат.

 

Задание III. Согласны ли Вы со следующими утверждениями? (5 баллов)

А. Семиреченское восстание 1916 года было более организованным, чем Тургайское и при стечении обстоятельств могло закончиться победой восставших.

Б. Индустриализация в Казахстане предусматривала приоритетное развитие обрабатывающей и перерабатывающей промышленности.

В. После Февральской революции в Казахстане сформировалась многопартийная политическая система.

Г. В Костанае Советская власть установилась мирным путем.

Д. Делопроизводство на казахском языке было введено в республике в 1925 году.

 

Задание IV. Найти лишнее.   (5 баллов)

А. Карлаг, Степлаг, Джезлаг, АЛЖИР, Гулаг.

Б. Оренбург, Акмолинск, Алма-Ата, Караганда, Кзыл-Орда.

В. Продналог, предпринимательство, продразверстка, наемный труд, аренда.

Г. Актюбинский завод ферросплавов, Турксиб, Кармет, Балхашский горно-металлургический комбинат, Соколовско-Сарбайский горно-обогатительный комбинат.

Д. Лишение прав, выселение, реквизиция имущества, арест, мобилизация на фронт.

 

Задания по истории Казахстана 11 класс

 

Задание I. Найти правильный ответ. (5 баллов)

А. В годы Великой Отечественной войны на фронт ушел каждый … казахстанец:

а) 2-ой;    б) 3-ий;    в) 4-ый;    г) 5-ый;    д) 10-ый.

Б. Сколько предприятий было перебазировано в Казахстан в годы войны?

а) 150;    б) 175;    в) 220;    г) 240;    д) более 200-т.

В. В конце 40-х годов более 1 миллиона человек были членами:

а) Компартии Советского Союза;    б) Комсомола;    в) других политических партий;    г) профсоюзов;     д) Компартии Казахстана.

Г. Когда принят Закон РК «О миграции»?

а) 1989 год;    б) 1990 год;    в) 1991 год;    г) 1992 год;    д) 1994 год.

Д. В каком году создана Ассамблея народов Казахстана?

а) 1991 год;    б) 1992 год;    в) 1995 год;    г) 1997 год;    д) 1998 год. 

 

Задание II. По какому принципу построены эти ряды? (5 баллов)               

А. Ж.Шаяхметов, П.К.Пономаренко, Л.И.Брежнев, Н.И.Беляев, Д.А.Кунаев, И.Юсупов.

Б. Талды-Курганская, Тургайская, Жезказганская, Кокшетауская, Семипалатинская области.

В. Франция, Португалия, Норвегия, Финляндия.

Г. Карагандинский, Экибастузский, Тургайский, Майкубайский.

Д. Trust (доверие), Tradition (традиция), Transparency (прозрачность), Tolerance (толерантность).

 

Задание III. Согласны ли Вы со следующими утверждениями?  (5 баллов)

А. Казахстан воспринимается мировым и европейским сообществом как однозначный лидер и ключевой партнер в регионе Центральной Азии.

Б. Концептуальной основой внешней политики современного Казахстана является приверженность принципу многополярного мира.

В. На сегодняшний день в Республике Казахстан проживает два крупнейших этноса: казахский и русский.

Г. В ходе крестьянского переселения из России, Украины, Белоруссии в Казахстан прибыло более 1 миллиона 150тысяч человек.

Д. Сегодня казахи имеют наименьший удельный вес в следующих областях: Атырауской, Кзыл-Ординский, Запаздно-Казахстанской, Актюбинской, Южно-Казахстанской, Жамбылской, Семипалатинской, Мангыстауской.

 

Задание IV. Найти лишнее.    (5 баллов)

А. Либерализация экономики, национализация, налогообложение, кредитование, индексация.

Б. ООН, ШОС, НАТО, ОБСЕ, ВОЗ.

В. Казахстан, Белоруссия, Украина, Россия.

Г. Узень, Мунайлы, Зайсан, Эмба, Кульсары.

Д. «Критическое десятилетие», «Между Востоком и Западом», «В потоке истории», «Эпицентр мира», «На пороге 21 века».

 

 

Лист ответов.

 

Задание I.

Вопрос

А

Б

В

Г

Д

Ответ

 

 

 

 

 

 

Задание II.

Ряд

Правильный ответ

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

 

Задание III.

Утверждение

А

Б

В

Г

Д

Ответ «да»

 

 

 

 

 

Ответ «нет»

 

 

 

 

 

 

Задание IV. Найти лишнее.   

Ряд

Лишнее слово

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

 

 

Темы сочинений для третьего этапа.

1.Знаменательные календарные даты 2012 года (например, 20-летие Государственных символов, 15-летие программы «Казахстан- 2030»)

2. Выдающиеся личности Казахстана.(например, Кенесары, хан Жангир, Н.Назарбаев, Абылай-хан , Ш.Уалиханов и т.д.)

3. Событие, сыгравшее ключевую роль в истории Казахстана.( Создание партии «Алаш»,  образование казахского ханства,  восстание Кенесары, декабрьские события 1986 года)

Темы сочинений можно предложить учащимся заранее, чтобы они могли осмыслить и подобрать соответствующий материал. Темы действительны для учащихся 8-11 классов. Ученик, выбрав тему, должен составит план сочинения. Во введении обосновать причину выбора темы. Оценивается логика изложения, знание исторических фактов, самостоятельность суждений, умение делать выводы.

 

Школьный тур олимпиады провести не позднее 20 ноября. Работы победителей, оформленные в соответствии с требованиями (протокол, отдельная тетрадь для сочинения  с рецензией учителя, лист ответов на задания  второго тура, собранные в отдельном файле) вместе с заявкой на участие в районной олимпиаде сдать в РОО.

 

Если вы разрабатываете свои олимпиадные задания, то с работами победителей сдать комплекс заданий.

Автор: Мукжанова Г.Б
Просмотров: 9070
Дата создания: 14 Ноября 2012 г.
Дата редактирования: 14 Ноября 2012 г.